«Второе дыхание», репортаж с фабрики Castle, журнал DVD-Expert, No 7/2009

В Шеньчжене мы не первый раз. Ничего удивительного — место это особое. Южное побережье Китая, отсюда рукой подать до Гонконга — экономической жемчужины Азии. В Шеньчжене расположено множество «фабрик мира», среди которых — и цель нашего визита, завод концерна IAG, которому, кстати, помимо Castle принадлежат еще четыре аудиобренда — Wharfedale, Quad, Mission и Audiolab.
Плюс компании, выпускающие светооборудование для сцены, — Apogee Lighting, F.A.L и Coef. А с 2007 года группа освоила также производство элитных яхт! Руководят всем этим братья Майкл и Бернард Чанг — два рослых холеных тайваньца из богатой семьи. Оба они получили образование в Англии, увлекаются музыкой и искусством и 15 лет назад, когда представилась возможность, с большим интересом занялись приобретением аудиофирм, которые им всегда нравились.
Один из топ-менеджеров IAG, директор по маркетингу Стив Ун имеет вполне определенный взгляд на причину утраты англичанами своих хай-файных брендов. По его мнению, дело в том, что британскую молодежь сегодня не очень волнует тема аудио, молодые инженеры и бизнесмены идут совсем в другие
сферы… Зато IAG придерживается правильной стратегии. В частности, среди последних назначений этого года — приглашение Питера Камю, одного из основателей Heybrook, возглавить отдел акустических разработок IAG. Помимо Heybrook, за плечами у Питера — 30 лет работы в аудиоиндустрии, включая сотрудничество с NXT, Mission и другими компаниями. Разработки ведутся английской бригадой инженеров в Хантингдоне. Так что, собственно, преемственность идей не потеряна и Castle имеет все основания писать в пресс-релизах «британский звук». А далее остается обеспечить надлежащий контроль качества на другом конце света.
Мубашар Али — главный в IAG по вопросам производства, он показывает группе дилеров и журналистов из России производственные мощности концерна. В свое время Али семь лет отдал британской армии, служа в радиолокационном подразделении. По его словам, такой опыт оказался незаменимым здесь, при организации выпуска аудиотехники. В этом смысле Мубашар — уникальный человек, досконально знающий все этапы создания серийной акустической системы и способный самостоятельно собрать компонент, причем он может быстрее всех разместить и запаять компоненты на плате. Иногда его рассказ прерывается, и он коршуном бросается на одну из ряда кепочек, склоненных над сборочной линией. Пристегнут ли антистатический ремешок? К счастью, да, пристегнут. За нарушение таких вещей здесь могут и уволить. В течение восьми лет на фабрике в Шеньчжене Мубашар Али разрабатывает карты техпроцесса, принимает аттестационные экзамены и ведет соответствующие курсы повышения квалификации. Он рассказывает, как проверяет зрение, точность, отсутствие тремора рук у кандидатов на место. Практически все работающие на фабрике проходят личное собеседование с мистером Али. Самым способным доверяют наиболее ответственные операции, где и производство почище, и получают чуть больше — около 150 долларов.
Да, такие в Китае зарплаты у рабочих, правда, и расходы у них сведены к минимуму. Все «синие воротнички» получают трехразовое питание и живут в близлежащих общежитиях, так что даже транспорт им не нужен, чтобы добраться до работы. Мубашар Али ведет нас по цехам, и начинается этот путь с линий механообработки — в последнее время IAG все более привлекает идея автономного предприятия, когда максимум компонентов — динамики, кроссоверы, корпуса колонок — изготавливается под одной крышей. Медь тут пока еще не варят, но надо сказать, что закупают ее даже не в Китае — потому что в местной слишком большое колебание примесей. Разумеется, не выращивают на заводе и деревья для «кабинетов» АС, зато качество отделки u1076 доведено до совершенства — восемь вариантов вплоть до подбора симметрии полос на шпоне. Также соблюдается старое британское правило — ни одного одинакового рисунка облицовки в акустике. А вообще весь процесс подготовки «кабинета» занимает пять дней. Завершает процесс тестирование готового продукта в безэховой камере и упаковка (тоже кстати, производимая силами IAG).
Classic, Compact и Richmond — эти линейки мы уже видели в Москве. Правда, теперь Castle модернизировала прошлые серии — например, в Classic оптимизирована толщина гриля, корзина стала штампованной. К новинкам же относится серияKnight с композитными куполами и СЧ/НЧ-динамиками с алюминиевой звуковой катушкой. В этой акустике установлены кроссоверы второго порядка и со срезом 12 дБ на октаву. К особенностям ее конструкции представители Castle относят трансмиссионную систему TPT (Twin Pipe Technology) — один из способов борьбы с резонансами закрытых и фазоинверторных акустических систем. В качестве основного элемента мы видим сдвоенный лабиринт, рассчитанный на четверть звуковой волны. Но это в напольных колонках Knight 3, 4 и 5, а в полочниках Knight 1 и 2 используется классический фазоинвертор. Вся серия — 8-омная.
Самая высокая АС, «пятерка», чуть менее метра в высоту, а рост «единички» — менее фута. В роли вуферов трудятся динамики из прессованного углеволокна диаметром 130 и 150 мм. Словом, получилась неплохая и одновременно доступная акустика с совершенно люксовой отделкой.
Нас интересует, что происходит с продажами сейчас? Не мешают ли друг другу остальные акустические бренды в составе IAG? Ответ Стива Уна — нет, не мешают. По его словам, Wharfedale, например, во всем мире распространяется через торговые сети компьютерной электроники, модели остальных принадлежащих IAG марок — через специализированные салоны. И хотя в настоящее время все производители отмечают снижение спроса, в самом Китае наблюдается рост реализации акустики, тем более что правительство постепенно повышает пошлины на импортные товары, так что произведенная в стране аппаратура становится все более выгодной покупкой.
Появятся ли еще новые имена в портфеле IAG? Да, возможно. В чисто китайских брендах IAG не заинтересована, у нее достаточно хороших хай-файных предложений, довольно часто поступающих из Европы и США. А как насчет перспективных цифровых источников, вскруживших головы многим аудиопроизводителям? Пожалуй, нет. Как утверждает Стив Ун, сильная сторона IAG — аналоговые устройства, и какие бы совершенные цифровые решения не применялись, рано или поздно в конце этой цепи понадобится аналоговый компонент, чтобы мы могли услышать его своими ушами.